понедельник, 10 июля 2017 г.

Награда=наказание?

      Вот ситуация. Повторяется на протяжении пяти лет (с тех пор, как я переехала в Петербург). Сначала это меня вводило в состояние растерянности и непонимания. Потом привыкла к ситуации, но всё развивается по нарастающей, и я думаю, что это неправильно и с этим что-то надо делать, но не знаю, как и что.
       О чём я? Предлагаю детям задание. Любое - на повторение, на закрепление, индивидуальное, самостоятельную, тест, карточку... И сразу - вопрос: "А оценка за это будет"? А что, если нет? А что, если да - это как-то изменит отношение, результат, время? А если не на оценку - что, не будете делать? И если ответить "нет", то и не возьмутся некоторые, или с ленцой и тяп-ляп. А если ответить "да", то начинается торг - сколько заданий сделать.
       Вариация на тему. В пятом классе за любое участие в любых мероприятиях с любым результатом в школе печатали грамоты и награждали на линейке в конце четверти. В седьмом классе массово печатать грамоты не стало возможности, предложили классным руководителям, во-первым, покупать за счет родительского комитета, а во-вторых, если есть грамоты, сертификаты или дипломы сторонних организаций, то больше не будут дублировать школьными. Что получилось? Родительские комитеты и так не сильно настойчиво могут деньги собирать, а на это дело попробуй еще убеди родителей, что надо. Исчезли грамоты "за участие" - сначала стали их печатать на группу, коллектив, а потом и вообще перестали. Это были недолгосрочные затруднения, но дети возмутились: "А что нам, за сбор макулатуры грамоты не дадут? А за соревнования по волейболу?" (и там, и там в конце рейтинга болтались). - "Тогда мы ни в чем участвовать не будем"!. И не стали. При поддержке родителей.
      Еще сюжет. Одна бабушка прибежала в истерике, как это может быть, у ее внучки, отличницы, участвующей во всех концертах и конкурсах, занимающейся в художественной школе, ВДРУГ - да тройка по контрольной по информатике! "У нее ДОЛЖНЫ быть только пятерки!" И пошла жаловаться к директору. Вторая мамочка прибежала с жалобой на коллегу, что та ИЗДЕВАЕТСЯ над ее дочерью-отличницей: вызывает к доске и дает на контрольных отдельный вариант. Как это можно! Она это специально делает, чтобы унизить ее дочь! И, наконец, - ТА-ДАМ!!!  - мне сообщение в одной популярной соцсети, где мамочка саркастически "благодарит" меня за четверку у ее дочери в аттестате, желает моим детям всего того, что испытала ее дочь с ИСПОРЧЕННЫМ аттестатом (четверок там больше, чем пятерок, да и в школу последние полгода эта девятиклассница не ходила, ни одной контрольной и проверочной не написала).
      Для своих пяти- и шестиклашек вклеивала в тетради наклейки за идеально выполненные домашние работы (без ошибок и чисто), за оригинальные задачи, за аккуратные чертежи. В ответ получила жалобы родителей, почему у некоторых детей нет ни одной наклейки, и почему у некоторых (кто списал из ГДЗ или с сайтов-решебников)  нет наклеек за чистые и правильные работы.
       Проведенный на днях на одном из телеканалов опрос телезрителей на тему "Повысится ли результативность работы, если повысить уровень зарплат?" 85% респондентов ответили "да", а я... примерила на себя, на свою ситуацию и подумала, что если мне даже в три, пять, десять раз повысят зарплату, оставив тот же объем работы, лучше я работать не стану. Совсем. Потому что не все измеряется деньгами, и никакие дополнительные 100 тысяч в месяц не сделают в сутках тридцать часов, чтобы выспаться и девятидневную неделю, чтобы успеть вовремя выполнить всю работу.  Подтверждение - наши футболисты. Их зарплаты несравнимы не то что с заработками в газпроме или банковской сфере, не все депутаты, наверное, столько получают, хотя, как бы их не ругали, все-таки там реальный результат в виде работы с населением и принятых законов. Только где он - качественный итог работы футболистов за такие баснословные деньги?
        И, напоследок. есть такая передача - "Званый ужин". В последнем выпуске все участники почти единогласно признали, что "пятничный" хозяин был лучше подготовлен к приему гостей, учет их вкусы и неплохо развлек, но когда стали выставлять баллы, гости поставили по нулям. Объяснение? - "Он хорошо, но Я хочу выиграть, поэтому ставлю ему ноль". Эта ситуация у меня проассоциировалась с тем, во что превратилась система начисления баллов на Галактике Интел. Гонка за большим количеством баллов в надежде получить приз привела к массовым вбросам пустопорожних публикаций "ни о чем", только чтобы получить заветные циферки. Невозможно стало ориентироваться в публикациях, потому что количество квазипедагогического хлама погребло под собой интересные, полезные и уникальные статьи. Галактиан, пишуших редко, но по делу, задавили коллеги с малоинформативными сообщениями.
        Попробуйте в поисковике по картинке ввести запрос "Поощрение ребенка". Вам откроется кладезь ссылок на презентации тематических классных часов по теме "Поощрение и
наказание". Наказания распишут на справедливые и несправедливые, для поощрений сделают классификацию. Подведена серьезная научная база, из чего делаются выводы, что разумное потрясание морковкой спереди и стегание хлыстиком сзади приведет ослика-кролика-поросеночка к требуемому результату.
        Понимаю, что что-то здесь не так. Не работает уже оценка, да и любое поощрение так, как надо.  Всё перевернуто с ног на голову.  Оценка должна быть просто как некая характеристика безотносительно личности - как температура тела или рост. Нельзя сказать, что раз у Васи 38,5, то он плохой, а если Таня ростом 160 см, то она хорошая. Виноват ли Вася в своей повышенной температуре, а Таня в таком высоком (низком) росте? Частично. Трудно им? Наверное, но это можно изменить, или принять как данность и с этим жить. Грамота должна быть за значимое достижение.
        Когда моя средненькая выпускалась из началки, классный
руководитель заказал родительскому комитету более 100 грамот (на 18 детей)! Меньше, чем ПЯТЬ грамот не было ни у кого. Моя средненькая принесла то ли дюжину, то ли пятнадцать штук. Вы думаете, она ими гордилась? Сильно радовалась? Да она РЖАЛА!!! особенно - над тем, что такую же грамоту, как у нее, "за успехи в математике", получили дети, которые итоговую контрольную написали на 2!
      Дмитрий Федорович еще в войну не последнюю должность занимал, после войны работал над серьезными проектами, занимал высокий пост и прожил, слава Богу, 78 лет. Его нагрудный "иконостас" может у кого-то вызывать скептическое отношение, но для его времени это было нормально.
У меня тоже грамот немало, но за каждый чих и шевеление перстом их не давали, их надо было заработать. И к оценкам отношение другое было.
     Почему оценка или грамота, во-первых, стала восприниматься как обязательность, во-вторых, стала предметом торгов? Почему отсутствие оценки или другой награды вызывает отторжение, отказ от дальнейшей работы и вообще сплошной негатив?
      Вот такие вопросы в голове бурлили, бурлили, что-то выплескивалось.... А потом у МИФа наткнулась на книженцию. Альфи Кон, "Наказание наградой". Полистала, почитала ознакомительный фрагмент. Заказала, и вот сегодня ее взяла в руки. Это как раз о том, о чем я
столько думала, пробовала четко сформулировать проблему, пыталась найти решение. Это большой труд, основанный на многочисленных исследованиях и печатных работах большого количества физиологов, психологов и педагогов. Начало книги содержит в себе критику бихевиористского подхода, развенчание мифа о том, что если человека поощрять, то он будут работать лучше.

"Когда мы постоянно обещаем детям награду за хорошее поведение, или студентам - за то, что они приложат усилия и освоят что-то новое, или сотрудникам - за хорошую работу, мы исходим из того, что без этой обещанной награды, по доброй воле, они всего этого делать не стали бы"

        Некоторые положения и выводы покажутся спорными,даже где-то провокационными для тех, кто привык подкреплять все действия наградами и поощрениями в любой форме. Я тоже к некоторым фразам сначала скептически отношусь, а потом дочитываю до примера или ссылки на опыт и начинаю понимать, что в это что-то есть. мы просто не приучены смотреть на ситуацию под ТАКИМ углом зрения.

"Поощрения становятся основной причиной, по которой мы делаем то, чего от нас ждут, и нередко подменяют собой всю прочую мотивацию"

Я только добралась до третьей главы. Но уже точно знаю, что буду читать не раз, оставляя кучу закладок и делая выписки, потому что это очень, очень жизненно, своевременно и разумно. Научный, но понятный язык, отсылки к серьезным исследованиям, реальные примеры. До практической части еще не дочитала, но, думаю, что если не удастся применить рекомендации "как есть", моих мозгов и опыта хватит для адаптирования под реальную ситуацию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий