пятница, 19 февраля 2016 г.

Еще о возможностях Google-таблиц

         У меня появилась необходимость создать онлайн тренажер для отработки некоторых действий в классе и дома. Целевая аудитория - 5 классы (пока). Поставлена задача - создать тестирующую систему с возможностью доступа для каждого ученика, автоматической проверкой, обозначением правильных и неправильных ответов  и выводом результата. Настройка тестирующей системы должна быть максимально простой.
          Имеющиеся в свободном доступе программы для тестирования (например, предлагаемый на сайте К. Полякова http://kpolyakov.spb.ru/prog/nettest.htm) требуют локальной установки, с которой и в школе-то возиться не хочется, а уж надеяться, что дети или их родители бросятся скачивать и устанавливать дома, а потом еще будут туда задания загружать, по меньшей мере опрометчиво.
           Для проведения тестирования учащихся в Google-доках самыми оптимальными, на первый взгляд, являются Google-формы. Они позволяют создавать вопросы разных типов, иллюстрировать задания разными изображениями, а подключение дополнения Floobaroo дает возможность автоматической проверки с выводом полезной статистики.
          Однако Google-формы имеют ряд недостатков. Среди них - невозможность поставить несколько изображений (а такая необходимость иногда бывает), невозможность поставить гиперссылку, формулу (не вычислительную, а как текстовый объект, со всяческими индексами, спецсимволами типа радикалов и интегралов, многоэтажные и т.п.), а также сложности с просмотром результатов - нужно или переключаться в Google-таблицы, или дожидаться окончания работы всеми участниками, чтобы Floobaroo корректно выгрузил результаты. К тому же мне не очень нравится размещение вопросов в первой строке - многословные вопросы приводят к очень неудобному виду итоговой таблицы. переключение в отдельный документ с результатами и форматирование этого документа к приличному виду занимают время.
              Для задуманной работы я воспользовалась Google-таблицами. О разнообразных достоинствах я писала в предыдущей статье на блоге (про урок по теме "Вышивка"). Для тестирующей системы нам нужны такие очевидные возможности ЭТ, как вычисления по формулам, встроенные функции, возможность автозаполнения (копирования формул), а также те возможности, которые уж точно отсутствуют в Google-формах и их дополннениях: возможности размещать на простанстве рабочего листа любое необходимое количество изображений, использование автофигур, возможность организации автопроверки на активном листе, при необходимости - вставка активной гиперссылки.
            С формулами сложнее. Те, кто с формулами не работает, цветной текст могут не читать, пропустите его.
             Попытка вставить скопированную из LibreOffice Math формулу оказалась безуспешной. Делать скриншот страницы, вырезать из него формулу и вставлять как картинку - это не для нас. В Microsoft Office Word не пробовала и не буду, если есть желающие - пусть пробуют. Формула, созданная в Google-документе встала в ЭТ более чем безобразно. Тем не менее, выход есть.
            Кто работает с LibreOffice Math знают, что там язык написания формул имеет свои особенности. Чем-то набор формул в этом редакторе напоминает работу в среде LaTex. Я нашла он-лайн ресурс, создающий тексты в разметке LaТex (специалисты по LaTex-у, не бейте меня тапками, "пианист играет, как может"). Ссылка на ресурс. Созданную в этой программе формулу можно сохранить на компьютер, открыть в Paint-е, выделить-скопировать и вставить в Google-таблицу. Это для нормальных героев, которые всегда идут в обход. Для тех, кто любит быстро, прямо и сразу - копируется URL- адрес формулы и она прекрасно вставляется в ЭТ как изображение. Соответственно, ее можно куда угодно перетаскивать по рабочему листу и играть с размерами.
           И, наконец, замечательная возможность ЭТ - копировать листы с настройками, содержимым, формулами и давать совместный доступ. Каждый работает со своим листом.
           Взяв за основу задания из учебник по математике для 5 класса Жохова и др. (мы работаем по Виленкину), я закинула в ЭТ два номера по теме "десятичные дроби" на перевод единиц измерения. У Жохова таких заданий гораздо больше, чем у Виленкина, а я хотела потренировать детей именно в этом умении.
           Ссылка на то, что получилось.
           Задания были размещены в столбце В, столбец А был заведен для обозначения групп примеров, чтобы мне и детям было удобнее. Столбец D содержит повторение буквы м - это обозначение метров, чтобы какой-нибудь одареныш в середине теста не стал в нанометры или парсеки переводить.Столбец E сугубо служебный, да и вообще без него можно обойтись, но пусть детишки привыкают к значениям true-false (истина-ложь). Такое профессиональное слово есть - пропедевтика. В столбике F изначально слово "неверно". Здесь психологический момент: многие дети заранее боятся любых тестирований, проверок, самостоятельных. Если уж он испугался слова "неверно" до того, как начал выполнять задание - это проблема. Значит, объясняем, что "неверно" не всегда означает, что все ужасно. Иногда это просто сигнал, что ответ не получен. Зато если все решено правильно - в столбце G будет слово "верно!" и особо внимательные дети увидят, что в Е false сменилось на true.
           Справа - справочная информация и блок вывода результатов.
           Перед уроком листы таблицы были переименованы - по фамилиям некоторых учеников, кто посильнее и пошустрее, на уроке им и был предложен тест. Требовалось выполнить первые 16 заданий (а-г), поэтому в результирующей формуле диапазон и критерии только на 16 ответов. Ученики справились, сказали, что им понравилось. Сегодня на уроке пожаловались, что дома "решали-решали, сто раз проверили - а все равно неверно). Сказала, что они торопыги и нечего вперед бежать. Дети сказали, что им ну просто очень сильно хочется. Вау! детям хочется решать математику и они плачут, что программа их не проверят? Да пожалуйста! Надо настроить им на группы заданий  (д-з) (столбец E) и внести изменения в результирующий блок. Да, придется настроенные формулы из Е скопировать на все имеющиеся листы.
           При необходимости эта таблица копируется, вычищаются столбцы А-Е, заполняются новыми заданиями, перенастраивается результирующий блок, шаблон копируется на остальные листы.
           Достоинства: дети могут работать каждый в своем темпе, результаты видит каждый ребенок сразу. Учитель при необходимости может завести себе служебный лист с фамилиями детей и настроить на него выгрузку результатов.
     


1 комментарий:

  1. Какая Вы умница!Очень хорошая идея для организации домашнего задания и не только.

    ОтветитьУдалить