понедельник, 5 июня 2017 г.

Лайфхаки ПроЕгэ

Э-э-э-пиграф типа...

Этот пост посвящается тем, кто накануне ЕГЭ уходит из школы сильно под вечер. Кто в день ЕГЭ приходит в школу к семи, восьми, а иногда к пяти часам утра и уходит в полвосьмого вечера. Это если повезет. При условии, что телефон не будет отключаться никогда, твердо зная, что по первому "дзынь" надо бросать все дела и ехать обратно в школу. Тем, кто в повосьмого едет не домой, а сдавать работы и отчеты. Часов так до десяти. Это если повезет. Твердо зная, что при недостатке одной бумажки надо возвращаться обратно в школу и собирать туда же еще пару человек. 
Это вам, члены ГЭК, технические специалисты и руководители ППЭ. 
Большинство того, что написано, содержится во всех инструкциях и методрекомендациях. Но там так многабукафф...
Наверное, вы сами уже придумали некоторые приемы, помогающие в работе. Возможно, то, что я напишу, для вас не новость, или есть более удобные решения. Но есть такие ППЭ, кого счастье принимать ЕГЭ коснулось впервые. Или вы еще не испытали новых технологий типа "Говорения", печати КИМ в аудиториях или сканирования. Буду рада, если чуть-чуть кому-то помогу.


За пару дней...
Проверьте за пару дней, все ли готово. На месте ли компьютеры, всё ли подключено. Заранее позаботьтесь о том, чтобы в штабе были листы для черновиков в нужном количестве и более того, бейджи для всех организаторов и членов Штаба. Уточните, кто из специалистов, отвечающих за видеонаблюдение, будет в вашем ППЭ и кто руководит бригадой. Их телефоны должны быть у вас под рукой. Естественно, телефоны всех "Горячих линий", районного координатора, адреса необходимых для работы порталов. Проверьте через "Станцию авторизации", заявлены ли токены членов ГЭК на экзамены. Проверьте, сохранен ли сертификат.
Если работает видеонаблюление (идет трансляция) - проверьте расстановку мебели в кабинетах и дайте мотивационного пенделя попросите зав. кабинетами вернуть парты и стулья на "правильные места.
Обратите внимание на электрику: все ли светильники работают, все ли розетки и выключатели в нормальном состоянии. Поверьте, как правило, кроме вас на это никто не обратит внимания. Электрику как раз хватит времени на починку.

Не позднее "накануня"
Настройте станции печати и станции сканирования на экзамен. Строго следите за датой. Проверьте дополнительно:

  • соответствие времени на часах в кабинете и на компьютере. Часы должны висеть в районе доски, перед сидящими и быть хорошо видными
  • наличие бумаги (примерно 150 листов. это примерно треть пачки). Много - не мало
  • не отвалились ли таблички с номерами аудиторий, "общественный наблюдатель".
Если на днях было ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ холодно на улице и в кабинетах, а потом потеплело, подумайте, может, стоит открыть окна и прогреть кабинеты.

Распечатайте Протоколы станций печати, Протокол готовности штаба. Загрузите акты готовности на портал через Станцию авторизации. Активируйте токен члена ГЭК. Если вы его активировали накануне - все равно сделайте это еще раз.
Передайте на портал два статуса.
Заберите все ключи от кабинетов и уберите в помещение Штаба.
Подготовьте как минимум две пачки бумаги.
На всякий случай, свяжитесь с координаторами, пусть посмотрят со своей стороны, все ли сделано.

В день "Ч".
Утром еще раз проверьте на Станции авторизации, переданы ли статусы. 
Идите по аудиториям:
  • открыть
  • включить освещение
  • включить компьютер, потом принтер
  • запустить Станцию печати
  • проверить принтер (распечатать протокол)
  • открыть дисковод
  • проверить количество бумаги
  • проверить соответствие времени
  • ключи забрать с собой
Авторизоваться на портале, получить ключ, сохранить. Пробежаться по аудиториям (вдвоем: член ГЭК с токеном +тех. специалист). Бегать одновременно парой не стоит, тех. спец может идти вперед, член ГЭК следом.

Еще раз проговорить организаторам, что если что-то произошло и они передали об этом информацию, не паниковать и не нервничать, к ним обязательно придут, но в порядке очереди. Еще скажите. чтобы кроме мышки ничего не  трогали, а, ну да, еще две циферки надо будет нажать.
Я обычно стараюсь немного подбодрить организаторов и пришедших детей. Они почему-то все такие напуганные...
Лирическое отступление.
На экзамены могут прийти общественные наблюдатели - это обычно родители школьников, которые сдают экзамены в других школах, или сдавали их в прошлые годы, или будут сдавать через год-другой. Как правило, это вполне разумные и адекватные люди, и если нет никаких нарушений, они просто интересуются какими-то аспектами, но не придираются.
На экзамен могут прийти федеральные наблюдатели. Обычно это студенты из других регионов, нам обычно везет на девушек с Кавказа. У них блокноты толщиной с "Тихий Дон" и кучей пунктов-вопросов, которые они не показывают никому. Если вы будете их бояться и что-то недоговаривать - вам же будет хуже. Наилучшая тактика - быть максимально открытыми и предупредительными. Не дожидайтесь вопроса, что вы делаете. Так и говорите: вот это картинки из аудиторий, вот это аудитория с ОВЗ, там два человека сидит, потому что это сопровождающий ассистент; видите, ребенок в туалет пошел с организатором, обратите внимание, второй организатор остался в коридоре. Пригласите "федерала" посмотреть видеотрансляцию, проведите по школе... Они вчерашние школьники, им самим интересна картинка "изнутри".

Отдельно - про аудитории с ОВЗ.
Из этих аудиторий не ведется трансляция на федеральный портал СмотриЕгэ. Но в регионе картинку видят. Кроме того, видео из этих аудиторий обязательно выгружается на флешку и предоставляется в РЦОИ. А сдавать экзамены могут очень разные дети, в том числе с сопровождающими. Наша задача - чтобы им было комфортно, насколько это возможно, чтобы было очевидно, что делает ассистент, и чтобы при этом вся аудитория просматривалась. Если в Штабе нас не устраивает что-то - идем и поправляем. Проблема в том, что проверить, что видно на камеру, можно только из Штаба. Поэтому, если у вас есть время в запасе (то есть ситуация сложилась намного раньше, чем в 9. 40) беру мобильный телефон (да-да, именно его), иду в аудиторию, становлюсь перед камерой, четко проговариваю, что я член ГЭК и сейчас буду корректировать размещение участника, для чего мне надо позвонить в Штаб, громко объясняю общественному наблюдателю (если такие есть) или остальным детям, что это надо сделать, потому что не видно картинку. После этого набираю номер штаба и громко как дурак обсуждаю, кого куда подвинуть или развернуть, чтобы все хорошо было видно. Выглядит это странно, но мы должны убедить смотрящих, что все по закону. Гораздо страньше было бы, если бы специалисты штаба изображали Выбегалло-прибегалло. Если проблема с размещением выявилась позже, чем в 9.40, то ни от каких телефонах речи быть не может. Придется побегать.
На последнем экзамене был сурдопереводчик. Его надо бы разместить так, чтобы было очевидно, что это специалист-ассистент, а не просто взлетающая время от времени в углу экрана рука.

Итак, поехали...
Смотрим на камеры, следим за процессом. Пока не завершили печать - в состоянии "низкого старта". У нас на первом экзамене была тройная проверка: карточки (зеленая -все хорошо, процесс печати завершен, красная - требуется помощь); организаторы вне аудиторий в качестве гонцов-курьеров и видеонаблюдение. Недостаток видеонаблюдения в том, что он показывает одновременно только шесть камер (три аудитории), пока переключается - карточку могут опустить. На втором экзамене от карточек отказались, остались гонцы. 
Обращаем внимание на неадекватное поведение участников: это могут быть предвестники  как нарушений, так и плохого самочувствия.

Прошел час - полет нормальный.
Как раз уже все распечатали и даже раздали. Участники заполнили бланки регистрации. Смотрим на видео и ждем гонцов с вестью, что экзамены начались. Мы заводим табличку и ставим плюсики-галочки. Как все аудитории приступят- не забыть передать статус на портал.

ПыСы. Если случается что-то экстраординарное и надо принимать меры, а по городскому телефону штаба не дозвониться, не паникуйте. В критической ситуации в Штабе можно воспользоваться мобильной связью - Руководителю ППЭ, его заму, членам ГЭК, тех. спецам. Не надо прятаться, шептать, скрываться, это вызовет подозрения. Объявите, кому и по какой причине вы будете звонить (назвать должность). Если ситуация вполне ожидаемая, штатная (хотя и неприятная) - ведите разговоры в Штабе, на камеру, четко и громко задавая вопросы и повторяя указания. Нам скрывать нечего, мы действуем по инструкции, и видеозапись - подтверждение нашей компетентности и правильности действий.
Полтора часа - приступаем к очередному этапу.
Делать особо нечего, самое время подготовиться к сдаче. Мы рисуем на доске таблицу с номерами очереди по порядку. Напротив номеров будем писать номера аудиторий в порядке их готовности к сдаче. Смотрим, из каких аудиторий выходят люди.
Запускаем станции сканирования, если они были выключены, на них надо будет провести настройку и выполнить тестовую печать.
На всякий-всякий случай откройте школьную почту (вы же помните, что у нас в штабе единственный компьютер с выходом в интернет?). Бывают разные незапланированные ситуации, и на почту может прийти какое-то важное письмо по проведению ЕГЭ. Естественно, всю информацию нужно многократно перепроверять и уточнять.
Между делом расписываемся в куче документов.
Пялимся на картинку на портале СмотриЕгэ и на том компьютере, что транслирует изображение в регион.
Если в аудиториях есть случаи досрочного завершения экзамена (по болезни) или нарушения - фиксируем номера, видео из этих аудиторий должно быть сохранено на флешку и передано в РЦОИ

Примерно через два часа.
Наверное, в штаб прибежал гонец и сказал, что в какой-то аудитории экзамен завешен. 
Пишем номер на доске.
Тех. спец. с флешкой идет готовить, печатать и  подписывать протокол, сохранять журнал станции печати.
Другой тех. спец. создает на станции сканирования аудиторию с этим номером.

Организаторы идут в штаб сдавать материалы. 
По мере завершения экзаменов в других аудиториях их номера в порядке завершения записываются в очередь. 
Тех. спец. по очереди обходит аудитории.
Как только материалы передаются на сканирование, через гонцов приглашаются организаторы следующей аудитории. В коридоре никто с документами не стоит, все ждут очереди в аудиториях.
Пока материалы сканируются, организаторы ждут результата.
Рекомендуем бланки регистрации и бланки ответов № 1 сканировать в одностороннем режиме, а бланки ответов № 2 и дополнительные - дуплексом. Это не дает выигрыша по времени, т.к. надо перенастраивать сканер с одного режима на другой, но зато не будет отсканировано пустых оборотных сторон бланков регистрации и №1, что выдает несущественную, но неприятную ошибку.

Так как из аудиторий с нарушениями и  "досрочкой" выгружается еще и видеозапись с обеих камер, а это требует времени, мы организаторов из этих аудиторий, как только они готовы,  приглашаем в первую очередь, сдвигая остальных назад. Если таких аудиторий несколько, то приглашаем не подряд, а через две-три аудитории.
По мере сдачи аудиторий стираем записи в очереди. "Вынеповерите", это так поднимает настроение!

Опять про ОВЗ.
Они пишут на полтора часа больше. Не факт, что так будет, но они имеют на это право, и обычно один-два ребенка остаются до последнего.  
Во-первых, на станции авторизации у вас будет статус завершения экзаменов гореть красным. 
Во-вторых, вам могут позвонить и расспрашивать, почему вы перебрали все сроки и не завершили экзамен вовремя. Будьте готовы ответить, что у вас ОВЗ, сколько аудиторий и сколько детей осталось. И сколько времени у них еще есть законного.
В-третьих, когда разойдутся все участники из обычных аудиторий, и не останется никого, кроме ОВЗ, не поленитесь и раздобудьте организаторам в этих аудиториях (да и детям) по чашке горячего чаю. В аудитории его вносить нельзя, так что пусть выйдут по одному человеку (организатор вне аудитории займет их место) и согреются. Когда на улице +6, а в школе +12, горячий чай - это самое важное, что можно сделать для людей.

Сдаем Штаб.
Руководитель ППЭ пересчитывает свой пакет документов и передает на сканирование. Сильно рекомендуем сканировать логическими кусками, перепроверяя количество листов.
После всего этого сохраняем протокол и журнал, распечатываем протокол.

Передаем на портал статус. Передаем Журнал. Передаем бланки до-о-о-олго. Ждем-с... Дождавшись ответа, что бланки сохранены, начинаем ждать статуса о передаче. Это убийственно долго! Поэтому идем пить чай, есть бутерброды и маяться всякой хренью вести высокоинтеллектуальные беседы.
Когда чай закончится, а темы бесед будут исчерпаны - идите по аудиториям, выключая освещения, технику, щзакрывая окна и двери.
Часа через полтора или два статус "передано" получен. Если ошибка - пересканируем все, что не прошло и повторяем на "бис" последний акт балета. Если все хорошо - кричим "Ура", обнимаемся и говорим, какие мы молодцы. Отправляем гонцов в РЦОИ с мешками бумаг Флешку!!! Флешку не забудьте положить в ПАКЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ. Едем домой, в нетерпении ожидая СМС-ки от гонцов "и молимся, чтобы страховка не подвела".



3 комментария:

  1. Браво, Лада!!! Супер подробно! И с юмором)

    ОтветитьУдалить
  2. Во ты работу провела! Снимаю шляпу. Приберегу: вдруг администрации когда-нибудь понадобится.

    ОтветитьУдалить
  3. Потрясающе!!! А я сижу в роли общественного наблюдателя. И нам сообщили, что мы не имеем права выходить из кабинета, и должны сидеть до последнего. Удивительно, кто мог такую инструкцию придумать? У Федеральных наблюдателей правила совсем другие.

    ОтветитьУдалить